Чтобы получить одобрение инвесторов и финансовую помощь, бизнесмен представляет пакет документов, содержащий:
учредительные документы компании — подтверждают ее юридический статус и включают Устав, свидетельство о регистрации, сведения о форме собственности и прочие бумаги;
отчеты о финансовом состоянии — демонстрируют экономическую эффективность организации и состоит из бухгалтерского баланса, сведениях о прибыли и убытках и результатов проведенного аудита, который подтверждает достоверность данных;
заключенные соглашения и юридические документы — показывают деловую активность фирмы и охватывают договора с клиентами и партнерами, лицензионные соглашения, бумаги, подтверждающие чистоту сделок или иллюстрирующие права собственности, и иные документы;
отчеты о проведенных маркетинговых исследованиях — отображают данные о целевой аудитории, уровне конкуренции, рыночной специфике и прочую информацию, определяющую стратегию продвижения компании.
Обязательными документами, своеобразными «must-have» проекта, претендующего на привлечение инвестиций в Казахстане, также являются:
Бизнес-план.
Инвестиционное предложение, или презентация.
Поскольку каждый документ имеет особенности, стоит каждый рассмотреть отдельно.
Бизнес-план
Пакет данных включает точные расчеты с прогнозированием будущего развития компании минимум на 3–5 лет.
Чтобы составить бизнес-план, владелец предприятия:
дает подробное описание продукта — определяет, к какому виду бизнеса он относится, чем отличается от конкурентов и каковы его перспективы;
проводит анализ рынка — выделяет ЦА и сегментирует ее, выявляет конкурентов, их сильные и слабые стороны;
составляет план производства и рассчитывает себестоимость — оценивает производственные затраты, включая оплату труда работников, расходы на маркетинг, прочие издержки;
разрабатывает сценарий продвижения — определяет, какие сообщения будут получать клиенты, на какие аспекты продукции делать упор, и какие каналы коммуникации использовать;
описывает структуру компании — представляет организационную систему, обозначает основные подразделения и число сотрудников в них;
разрабатывает финансовый план — отражает доходы, расходы и источники финансирования.
Конечным пунктом является написание резюме — тезисного изложения информации документа, которое будет размещено на первых страницах бизнес-плана.
Инвестиционное предложение
Презентация, сделанная в программе Power Point или иных подобных, — ключевой элемент привлечения финансовой помощи. У потенциального инвестора нет времени изучать объемный бизнес-план на этапе первоначального знакомства с проектом. Поэтому важно подать сведения так, чтобы убедить его в прибыльности фирмы.
Существует два формата презентации — краткий и подробный. Первый еще называют «elevator pitch»: длительность его просмотра не превышает времени движения лифта. В краткой презентации обычно размещают бизнес-идею и описание продукта.
Если краткое представление компании заинтересовало инвестора, ему предлагают более детальный вариант, где прописывают целевую аудиторию, уровень конкуренции и прочие сведения.
Стоит помнить, что успеха добиваются проекты, суть которых можно расписать «на коленке». Так инвестор понимает — предприниматель досконально знает собственное дело и при случае объяснит любому его специфику. Поэтому лишние подробности, не имеющие значения, из презентации лучше удалить.